завод в тридцатом

Мы сидим с Софьей Исааковной Волоцкой, которая когда- то, на заре автосборочного завода, стояла у конвейера и соби­рала автомобили. Сейчас она заведует большой заводской библиотекой художественной литературы. Но мысли часто воз­вращаются к тем далеким временам: ведь это самая волную­щая страница ее биографии. И она вспоминает, рассказывает...

— Мы пришли на завод в тридцатом. Еще и завода-то не было. И пришли его строить мальчики и девочки, из которых многие выглядели такими юными, что им и лопату страшно было в руки давать. Однако давали. И эти юные покрикивали такими басистыми голосами, что старшие только диву дава­лись. Приближался пуск завода. И мальчики и девочки днева­ли и ночевали здесь, не гнушаясь пикакой работой. Промы­вали детали, мыли полы, драили стекла, как будто от их чистоты зависело будущее. Почему-то самые хрупкие ухитрялись найти себе работу повыше. Меня на крыше и видно не было, но я старалась — терла ее вовсю.

С кем мы работали? Сейчас их уважительно называют по имени-отчеству. А тогда это были просто Мария Трофимова, Надя Тимонина, Миша Ясиновский, Павел Митчин, Ваня Строков, Ольга Лебедева, Иван Пономарев. Какая у пих была хватка, какой комсомольский задор! Но и рассудительность в решении трудных проблем.

У пас даже одежонки потеплей не было. Но мы этому не придавали значения. На рассвете приходили на завод, не счи­таясь с естественным желанием поспать подольше. Не терпе­лось взяться за дело — лишь бы быстрее пустить завод. А ухо­дя, ревниво оглядывали цех, расставались с заводом нехотя, беспокойно, потому что ему принадлежали наши сердца. Знае­те, когда много вложишь и любви и заботы, равнодушным быть не можешь.

Что мне запомнилось больше всего? Наше бережное отно­шение к инструменту, к деталям. Я и сейчас бываю в цехах почти каждый день. По старой памяти прохожу по сборке, иногда отправляюсь в кузовпой. Воспоминания ведь странная вещь, они и сладкие и горькие одновременно. Вот я и слежу ревнивыми глазами за руками сборщиц: когда-то и мои так мелькали. А может, медленней? Нет, кажется, так же. Но чего пе было и быть не могло — валяющихся на полу деталей. Мы цх не просто берегли — тряслись над ними. Выдавали их нам по счету. Я работала тогда на сборке кузовов. Получу детали па 15 машин — и за дело. Если какие из них оказывались бра­кованными, отправляешься к кладовщику за другими. Но он не выдаст других нипочем, пока не сдашь бракованные. За каждую деталь мы отчитывались... Когда теперь, проходя у конвейера, вдруг замечу, что кто-то из молодых отшвырнул гайку, уронил деталь и не поднял, сердце у меня, как гово­рится, «заходится»...

Завод открыли 6 ноября. Директор принимал первую на­шу машину. Разрезал ленточку. А сбоку в рабочих комбине­зонах стояла вся наша комсомольская братия. Переодеться не успели, все мыли, чистили да подправляли до последней ми­нуты.

На комсомол многое ложилось в те дни. Да разве только вначале? Вспомните ликвидацию неграмотности! На завод съехались люди из разных концов страны, из самых дальних уголков. Вот мы, комсомольцы, их и приобщали к культуре. Помогали многосемейным, выдерживали целые баталии, чтобы пристроить ребятишек в ясли, детские сады. В чужих семьях бывали больше, чем в собственных. Все казалось, что в твоей помощи нуждаются, без тебя не обойдутся.

А какая была тяга к знаниям! Все ребята наши пошли учиться. День на работе, вечером —- учеба. И ни от каких об­щественных поручений не отказывались. Сами себе заботы выискивали.

В 1935 году комсомол поручил мне создать на заводе биб­лиотеку. Сродства на книги выделили, много принесли сами автозаводцы. И было у нас 3 тысячи кпиг и первая тысяча читателей. Не забыть мне, как я заполняла библиотечный фор­муляр женщины, которую сама же обучала грамоте.

Сейчас в библиотеке около 100 тысяч книг и 9 тысяч чи­тателей. Бывает, разговоришься с кем-нибудь из ветеранов — оказывается, помнит меня девчонкой в футболке и косынке. А я вспоминаю, как подбирала книги для них самих, потом для их ребят, а теперь уж и для их внуков.

Молодежь приходит нам на смену. И мне хочется сказать

ей только одно: «Любите завод, берегите его честь!»

Новости

  • Надписи на авто!

    Место веселому должно быть везде.

    -Надпись на запорожце: "Я тебе скажу, как иномарка иномарке..."
    -Осторожно, за рулем может быть моя жена!
    -Надпись на заднем стекле: "Не едь за мной, я заблудился!"
    -Надпись в маршрутке на двери: "Толкай попой".
    -Старый Икарус. Сзади надпись: "Не обгоняй - обидно".
    -Надпись на новенькой Ауди: "Не делай глупостей, шофер!"
    -Надпись на старом, старом пассате годов 70-их: "МЫ НЕ ПЕРЕД КЕМ, НЕ ТОРМОЗИМ!"

  • Увеличиваем объемы перевозок

    Теперь мы прорабатываем и осуществляем перевозки негабаритных и  тяжеловесных грузов автомобильным транспортом  весом до 300т

  • Открытие нового офиса продаж автомобильной техники

    Автомотоком готовит открытие нового офиса продаж автомобильной техники и запасных частей...

  • Мы начали продажи обновленной Toyota Corolla

    Обновления в автомобиле коснулись прежде всего линейки двигателей и трансмиссий. Теперь Toyota Corolla поставляется с двумя типами бензиновых двигателей ...

  • Наше предприятие будет выпускать бензиновые моторы для гибридов

    Предполагается, что новый двигатель будет продаваться нашей фирмой сторонним заказчикам для использования в гибридных силовых установках.

  • Меню

    Публикации