В начале заряда

 происходят те же процессы, что и в начале разряда, но протекают они в обратном направлении. Сначала (участок аб) происходит резкое увеличение напряжения заряда по отношению к э.д.с. на величину падения напряжения на омическом сопротивлении. Участок бв характеризуется нарастанием э.д.с. поляризации, связанным с быстрым увеличением плотности электролита у поверхности электродов. Затем (участок вг) напряжение нарастает медленно, что обусловлено ростом э.д.с. за счет общего увеличения плотности электролита. К концу заряда, когда в основном весь сульфат свинца превратится в двуокись свинца на положительном электроде и в губчатый свинец на отрицательном, происходит главным образом разложение воды. В результате разложения воды увеличивается э.д.с. аккумулятора, что приводит к увеличению напряжения заряда (участок гд). На участке де происходит только разложение воды, проявляющееся в виде пузырьков газа (кислорода и водорода), которые появляются на поверхности электролита. На этом участке напряжение остается постоянным.

Обильное газовыделение («кипение» электролита) и постоянство напряжения служат признаком конца заряда.

При прекращении заряда напряжение скачком падает на величину падения напряжения на омическом сопротивлении (участок еж). Затем происходит плавное уменьшение э.д.с. поляризации, которое закапчивается при полном выравнивании плотности электролита во всем объеме (участок жз).

Напряжение батареи при разряде будет равно сумме напряжений ее аккумуляторов за вычетом падения напряжения на межэлементных соединениях. При заряде падение напряжения на межэлементных соединениях суммируется с напряжениями аккумуляторов.

Ёмкость. В зависимости от количества активных веществ и электролита аккумулятор одним и тем же током может разряжаться различное время. Количество электричества, которое аккумулятор отдает при разряде, называется емкостью. Емкость измеряется в амперчасах п определяется формулой, где С — емкость; А > ч; р — ток разряда, А; tv — продолжительность разряда; ч.

Стартерные батареи собираются из аккумуляторов одной емкости. Так как аккумуляторы соединяются последовательно, емкость батареи равна емкости аккумулятора.

При определенном количестве активных веществ и электролита емкость в значительной степени зависит от коэффициента их использования.

Теоретически для получения количества электричества один амперчас необходимы 4,46 г двуокиси свинца, 3,87 г свинца и 3,66 г серной кислоты. У современных стартерных батарей активных веществ расходуется в 2 раза больше.

Важнейшими факторами, определяющими коэффициент использования активных веществ, являются: пористость активной массы, толщина электродов, плотность электролита, режим разряда.

Повышение пористости активной массы позволяет улучшить условия поступления электролита в глубь электродов и за счет этого увеличить количество веществ, участвующих в реакциях.

Уменьшение толщины электродов позволяет значительно увеличить коэффициент использования активной массы, особенно при токах разряда большой величины. У тонких электродов внутренние слои активной массы используются эффективнее, нежели у толстых.

С увеличением плотности электролита коэффициент использования активной массы растет. Однако повышенная плотность приводит к снижению срока службы стартерных батарей. Поэтому основным критерием, определяющим величину плотности электролита, являются условия эксплуатации аккумуляторных батарей.

Различают длительные режимы разряда, при которых разряд происходит небольшими токами в течение нескольких часов (например, 10 и 20часовой режимы разряда), и короткие, или стартерные, при которых разряд длится несколько минут токами большой величины.

Увеличение тока разряда уменьшает коэффициент использования активной массы и, следовательно, емкость. Происходит это по следующим причинам.

При больших токах разряда поверхностные слои электродов быстро превращаются в сульфат свинца, который закупоривает поры, и внутренние слои активной массы почти не принимают участия в реакциях.

Для сравнения различных стартерных батарей введено понятие номинальной емкости. Номинальная емкость С30 определяется в 20часовом режиме при температуре электролита 25°С током такой величины, при которой через 20 ч напряжение на 12вольтовой батарее

снижается до 10,5 В.

При стартерных режимах разряда емкость не рассчитывается. Для оценки характеристик батарей в стартерных режимах пользуются величиной напряжения и продолжительностью разряда. Величина разрядного тока обычно задается численно равной утроенному значению величины номинальной емкости ЗС20 А.

Чтобы восстановить емкость аккумуляторной батареи, отданную при разряде, необходимо в режиме заряда сообщить батарее несколько большую емкость. Это объясняется тем, что часть энергии при заряде идет на побочные процессы, например на процесс разложения воды. Отношение числа амперчасов, отданных при разряде, к числу амперчасов, полученных батареей при заряде, называется коэффициентом отдачи по емкости. Для стартерных батарей он равен 0,85.

Саморазряд. Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается. Такой разряд аккумуляторной батареи, происходящий при отключенных потребителях, называется саморазрядом.

Во время эксплуатации батареи бывает нормальный и повышенный саморазряд. Нормальный саморазряд — явление естественное и неизбежное в отличие от повышенного.

Нормальный саморазряд новых аккумуляторных батарей не должен превышать 10% за 14 су т.

Нормальный саморазряд аккумулятора происходит по следующим причинам. Решетка положительного электрода, состоящая из свинца, не полностью контактирует с активной массой (перекисью свинца), и между свинцом решетки и активной массой в присутствии электролита из-за различного химического состава материалов электрода возникает разность потенциалов. Иными словами, в этих местах образуются гальванические элементы, которые сами, находясь в состоянии разряда, постепенно разряжают электрод.

Решетка отрицательного электрода, состоящая из свинца, и его активная масса (губчатый свинец) представляют собой два электрода, между которыми также возникает разность потенциалов, вызывающая саморазряд.

В зависимости от материала моноблока после числа, обозначающего поминальную емкость, ставятся буквы: Э — эбонит, Т — термопластмасса, полиэтилен и др. Затем ставятся буквы, обозначающие материал сепараторов: М — мипласт, Р — минор, С — стекловолокно. Буква Н обозначает несухозаряженное исполнение батарей.

Например, обозначение 6СТ75ТРС дает следующую информацию: батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, т. е. ее номинальное напряжение 12 В, стартерная номинальная емкость — 75 А • ч, моноблок из термопластмассы или полиэтилена, сепараторы двойные — мипор со стекловолокном.

Новости

  • Надписи на авто!

    Место веселому должно быть везде.

    -Надпись на запорожце: "Я тебе скажу, как иномарка иномарке..."
    -Осторожно, за рулем может быть моя жена!
    -Надпись на заднем стекле: "Не едь за мной, я заблудился!"
    -Надпись в маршрутке на двери: "Толкай попой".
    -Старый Икарус. Сзади надпись: "Не обгоняй - обидно".
    -Надпись на новенькой Ауди: "Не делай глупостей, шофер!"
    -Надпись на старом, старом пассате годов 70-их: "МЫ НЕ ПЕРЕД КЕМ, НЕ ТОРМОЗИМ!"

  • Увеличиваем объемы перевозок

    Теперь мы прорабатываем и осуществляем перевозки негабаритных и  тяжеловесных грузов автомобильным транспортом  весом до 300т

  • Открытие нового офиса продаж автомобильной техники

    Автомотоком готовит открытие нового офиса продаж автомобильной техники и запасных частей...

  • Мы начали продажи обновленной Toyota Corolla

    Обновления в автомобиле коснулись прежде всего линейки двигателей и трансмиссий. Теперь Toyota Corolla поставляется с двумя типами бензиновых двигателей ...

  • Наше предприятие будет выпускать бензиновые моторы для гибридов

    Предполагается, что новый двигатель будет продаваться нашей фирмой сторонним заказчикам для использования в гибридных силовых установках.

  • Меню

    Публикации