Тепловой износ

появляется под воздействием теплоты, возникающей в результате трения деталей при больших скоростях скольжения и больших удельных давлениях. При этом большое количество теплоты не успевает отводиться вглубь металла, в результате чего поверхностные слои деталей нагреваются до высоких температур, изменяя структуру.

Высокая температура поверхностных слоев способствует их размягчению, контактному схватыванию, смятию и налипанию, и в конечном счете разрушению малых объемов трущихся поверхностей деталей. Большое значение для износостойкости деталей имеет теплоустойчивость металла. Тепловой износ проявляется на кулачках распределительных валов, тарелках толкателей, рабочих поверхностях цилиндров, зубьях шестерен.

Абразивный износ характерен наличием микропластических деформаций и срезанием металла поверхностных слоев трущихся деталей твердыми абразивными частицами, находящимися между поверхностями трения. Попадают ли эти частицы извне или содержатся в одном из трущихся тел, как, например, в чугунных деталях, или, наконец, образуются в самом процессе трения, характер износа не меняется.

Изменение размеров деталей при абразивном износе зависит от материала и механических свойств деталей, режущих свойств абразивных частиц, удельного давления, скорости скольжения при трении.

По своей природе и механизму протекания абразивный износ близко подходит к явлениям, происходящим при резании металлов, отличаясь от последнего геометрией абразивных частиц и малым сечением стружки. Абразивный износ широко распространен при трении деталей сельскохозяйственных, дорожных и строительных машин.

Осповидный износ возникает при трении качения на рабочих поверхностях подшипников качения и зубьях шестерен. При осповидном износе трущихся деталей происходят микропластические деформации сжатия и упрочнения поверхностных слоев металла. В результате упрочнения возникают остаточные напряжения сжатия. Повторнопеременные нагрузки, превышающие предел текучести металла, вызывают явления усталости и разрушение поверхностных слоев. Разрушение поверхностных слоев происходит вследствие возникающих микро и макроскопических трещин, которые по мере работы развиваются в одиночные и групповые осповидные углубления и впадины. Глубина трещин и впадин зависит от механических свойств металла деталей, величины удельных давлений при контакте и размера контактных поверхностей.

Из сказанного видно, что износ автомобильных деталей зависит от многих факторов. К числу наиболее существенных относятся качество металла, поверхностная твердость и качество поверхности деталей сопряжения, качество смазки, удельное давление и скорость относительного перемещения трущихся поверхностей, условия эксплуатации, своевременность проведения технического обслуживания и др.

Изменение геометрических размеров и формы деталей в процессе изнашивания приводит к нарушению заданных сопряжений посадки.

Протекание износа у сопряженных деталей во времени изображается кривой, представленной на смотреть статью под номером 101.

Износ на участке Тх характеризует начальную фазу работы сопряжения — период приработки. Увеличение зазоров в этот период происходит от начальных значений (5нач) до значения 5пр (конец приработки сопряжения). Величина и нарастание износа приработки зависят от первоначальных качеств поверхкости сопряженных деталей: чем чище обработаны и пригнаны трущиеся поверхности деталей, тем меньше их износ.

Участок кривой Т2 характеризует нормальную работу сопряжения. Износ на этом участке нарастает постепенно и приводит к увеличению зазора до максимально допустимого Smax,q.

В общей продолжительности работы сопряжением Т участок Т2 играет решающее значение, поэтому желательно уменьшить интенсивность изнашивания на этом участке за счет обработки и смазки рабочих поверхностей сопряженных деталей.

За участком Т2 следует участок Т3—область интенсивного нарастания износа, когда зазоры в сопряжении резко увеличиваются. Работа деталей сопряжения в этом случае сопровождается разного рода шумами и стуками. Переход от участка Т2 к участку Т3 выражает предельные величины износа, при котором детали сопряжения подлежат восстановлению или замене.

Одним из способов восстановления дефектных деталей является ремонт под ремонтный размер. При этом способе при помощи механической обработки изношенный слой детали удаляется и деталь получает новый размер (ремонтный), который больше или меньше первоначального. При удалении изношенного слоя начальные размеры изменяются, поэтому использовать в качестве сопряженных летали с начальными размерами нельзя. Сопряженные детали должны иметь также новые размеры применительно к восстанавливаемой основной детали.

В авторемонтном производстве применяются следующие виды ремонтных размеров: стандартные, регламентированные и свободные.

Стандартные ремонтные размеры широко используются для таких деталей, как поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, толкатели, тонкостенные вкладыши подшипников коленчатого вала. Названные детали выпускаются с ремонтными размерами автопромышленностью и заводами по производству запасных частей и широко используются ремонтными предприятиями. Применительно к стандартным ремонтным размерам перечисленных деталей ремонтные предприятия производят восстановление сопряженных деталей: цилиндров блока, коленчатых валов, направляющих отверстий под толкатели и т. п.

Регламентированные ремонтные размеры предусматриваются техническими условиями на восстановление ряда деталей, например шеек кулачковых валов и их втулок, клапанови их направляющих, шкворней и других деталей.

Непременным условием при обработке деталей под стандартные и регламентированные ремонтные размеры является то, что приходится снимать не только дефектный, образовавшийся в результате износа, поверхностный слой металла и восстанавливать геометрическую форму детали, но и вести механическую обработку до тех пор, пока не будет достигнут ремонтный размер.

Свободные ремонтные размеры предусматривают обработку до получения правильной геометрической формы и чистоты рабочей поверхности деталей. В зависимости от характера и величины износа детали можно обрабатывать под различные размеры. Сопряженная деталь подгоняется к восстановленной до свободного ее размера. Сборка сопряженных деталей со свободными ремонтными размерами применяется в мелкосерийном и индивидуальном ремонтном производстве. При свободных ремонтных размерах деталь изготавливают в полуобработанном виде с оставлением припуска на окончательную подгонку по месту.

Преимущество стандартных и регламентированных ремонтных размеров перед свободными заключается в том, что они позволяют иметь детали готовыми и осуществлять ремонт методом частичной взаимозаменяемости, сокращая продолжительность ремонта.

Новости

  • Надписи на авто!

    Место веселому должно быть везде.

    -Надпись на запорожце: "Я тебе скажу, как иномарка иномарке..."
    -Осторожно, за рулем может быть моя жена!
    -Надпись на заднем стекле: "Не едь за мной, я заблудился!"
    -Надпись в маршрутке на двери: "Толкай попой".
    -Старый Икарус. Сзади надпись: "Не обгоняй - обидно".
    -Надпись на новенькой Ауди: "Не делай глупостей, шофер!"
    -Надпись на старом, старом пассате годов 70-их: "МЫ НЕ ПЕРЕД КЕМ, НЕ ТОРМОЗИМ!"

  • Увеличиваем объемы перевозок

    Теперь мы прорабатываем и осуществляем перевозки негабаритных и  тяжеловесных грузов автомобильным транспортом  весом до 300т

  • Открытие нового офиса продаж автомобильной техники

    Автомотоком готовит открытие нового офиса продаж автомобильной техники и запасных частей...

  • Мы начали продажи обновленной Toyota Corolla

    Обновления в автомобиле коснулись прежде всего линейки двигателей и трансмиссий. Теперь Toyota Corolla поставляется с двумя типами бензиновых двигателей ...

  • Наше предприятие будет выпускать бензиновые моторы для гибридов

    Предполагается, что новый двигатель будет продаваться нашей фирмой сторонним заказчикам для использования в гибридных силовых установках.

  • Меню

    Публикации