РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРА АВТО

Ремонт корпуса генератора в основном сводится к снятию забоин и заусенцев личным напильником или шабером.

Катушки возбуждения, имеющие межвитковые замыкания, обрывы, поврежденную изоляцию, заменяют новыми.

Намотку катушек возбуждения производят в оправке на специально, намоточном станке.

 

Намотку катушек можно производить и на токарном станке. Перед намоткой сердечник оправки натирают парафином и обертывают в один слой прессшпановой лентой. На прессшпановую ленту укладывают хлопчатобумажную тесьму, оставляя снаружи оправки в прорезях концы, которыми перевязывают катушку после намотки в каждом из четырех углов. Намотка ведется виток к витку в несколько слоев. Число витков определяется при помощи счетчика. После намотки провод обрезают и зачищают, катушку снимают с оправки, к концам обмотки припаивают выводные концы из медного многожильного провода марки ПЩО сечением 1,5 мм2. Место пайки изолируют хлорвиниловой трубкой соответствующего диаметра.

Для предупреждения повреждения изоляции витков катушки при опрессовке по радиусам R и г (смотреть статью под номером 122) их опускают в расплавленный парафин па 15—20 с, после чего обматывают тафтяной лентой шириной 15 мм. Обмотку ведут так, чтобы каждый последующий виток перекрывал половину ширины предыдущего (в полуперекрышку). Места скрутки проводов должны находиться под витками ленты.

Для придания катушке необходимой формы ее выгибают по шаблону под прессом. При этом катушку надевают на сердечник 2 (см.смотреть статью под номером 122) и прижимают к основанию  накладкой 3. Перемещение накладки ограничивает сердечник. При закладке катушки в шаблон нужно следить за тем, чтобы выводы обмотки находились с выпуклой стороны.

После придания катушке необходимой формы ее пропитывают в течение нескольких минут в глифталевом № 1154, водоимпульсионном 321В или другом лаке, дают возможность остаткам лака стечь и сушат в течение 2—3 ч при температуре 90—100° С в сушильном шкафу. После просушки пленка должна быть прочной, не липкой.

После этого катушку снова опускают в изоляционный лак и окончательно просушивают в течение 3 ч в сушильном шкафу при постепенном повышении температуры до 115° С.

Изготовленные катушки соединяют между собой скручиванием выводов и погружением места спая в расплавленный припой. На соединениенадевают изоляционную трубку.

Катушки возбуждения, имеющие поврежденную внешнюю изоляцию, при целой изоляции обмоточного провода и при отсутствии межвитковых замыканий и обрывов, а также катушки с оборванными выводными проводами ремонтируют. При этом всю поврежденную

изоляцию удаляют, вместо оборванных выводных концов припаивают новые, затем обматывают тафтяной лентой, пропитывают лаком и сушат так, как это указывалось выше.

Крышки генератора. Трещины и обломы крышек ремонтируют газовой или электрической сваркой. Перед сваркой трещины и места обломов разделывают под углом 60—70° с одной (при толщине до 12 мм) или с двух сторон (при толщине более 12 мм).

Сварку производят как в холодном состоянии, так и с предварительным подогревом до температуры 550—600° С.

В качестве присадочного материала при ацетиленокислородной сварке применяют чугунные прутки или поршневые кольца. В качестве флюса лучше использовать буру.

При электросварке можно применять медностальные электроды с меловой обмазкой. \тожно заваривать трещины в крышках электросваркой, применяя чугунный электрод диаметром 3 мм с толстой обмазкой.

После сварки шов зачищают в заточном станке, а при необходимости подвергают токарной обработке.

У крышек со стороны коллектора производится переклепка или осадка заклепок, крепящих щеткодержатели, замена изоляционных втулок, прокладок и шайб. При необходимости заменяют пружины и производят правку щеткодержателей.

При повреждении изоляции щеткодержателя головки заклепок и оси удаляют с помощью абразивного круга, выбивают заклепки и ось. На новые заклепки и ось рычага щеткодержателя надевают новые изоляционные втулки и прокладки, после чего их расклепывают и покрывают головки цапонлаком или глифталевой нитроэмалью № 1201.

Осадку заклепок и осей прижимного рычага щеток, клепку новых осей и установку новых заклепок производят с помощью специальных оправок, изготавливаемых из стали 45 для каждой модели генератора. Оправки термически обрабатываются до твердости HRC 55—60. Осадку производят пуансоном с сетчатой или полукруглой головкой (смотреть статью под номером 123). Собранный щеткодержатель вновь проверяют на прочность его изоляции.

Так как щетки должны прилегать к коллектору не менее чем на 75% своей рабочей поверхности, необходимо произвести их притирку с помощью электродвигателя, на валу которого крепятся сменные барабаны, соответствующие диаметру коллектора генератора. На под

7 Зак. 82 ставке по направляющим к барабану, на цилиндрической поверхности которого закреплена шкурка абразивной стороной вверх, подводится щетка для притирки.

При износе отверстия под посадку подшипника крышку с помощью оправки устанавливают в патрон токарного станка и растачивают с учетом толщины стенки ремонтной втулки. Втулку изготавливают из трубы соответствующего диаметра с припусками для обеспечения прессовой посадки в расточенном отверстии крышки.

Более дешевым является способ ремонта с помощью разрезного кольца, согнутого вальцами из полосы листовой стали необходимой длины. Втулку или кольцо запрессовывают в расточенное отверстие крышки и шлифуют под номинальный размер.

Изношенные отверстия в ушках крышек под болты крепления и натяжной кронштейн ремонтируют заваркой с последующим сверлением с помощью кондуктора отверстий нужного диаметра или нарезанием резьбы. Кроме того, изношенные отверстия крышек под болты крепления можно ремонтировать сверлением отверстий увеличенного диаметра и запрессовкой в них ремонтных втулок.

Изношенный штифт крышки бородком выбивают из отверстия и на его место устанавливают новый, изготовленный из проволоки нужного диаметра.

Ремонт шкива генератора в условиях АТП и специализированного производства практически не делают.

Якорь генератора. Незначительные задиры на поверхности сердечника якоря зачищают напильником. Более значительные устраняют шлифованием по всей длине на станке. Допускается уменьшение диаметра якоря не более чем на 1 мм. Для сохранения нормального воздушного зазора между сердечником якоря и полюсными сердечниками в этом случае обязательна постановка прокладок под полюсные сердечники и последующая их проточка.

Если расхождение, качку, смещение пластин не дается устранить опрессовкощ то весь комплект сердечника заменяют новым.

Забитую резьбу на валу якоря исправляют плашкой или резцом па токарном станке. Сорванную резьбу восстанавливают путем удаления старой и нарезания новой уменьшенного размера. Дефектная резьба ремонтируется также путем наплавки с последующей обточкой и нарезанием новой резьбы.

При незначительном обгорании коллектор зачищают стеклянной шкуркой зернистостью 240—300.

Изношенную поверхность коллектора обтачивают до полного удаления следов износа. Обточку и зачистку коллектора производят на токарном станке или на станках моделей 2155, Р105 для проточки коллекторов и фрезерования изоляции между пластинами. В технических условиях на ремонт или инструкции по эксплуатации обычно оговаривается предельный диаметр, до которого можно производить обточку коллектора.

После обточки углубляют изоляцию между пластинами коллектора на глубину 0,6—0,8 мм. Эту операцию выполняют на специализированных станках с помощью фрезы толщиной 0,3—0,5 мм, диаметром 10 мм или вручную ножовочным полотном шириной 0,5—0,7 мм. Углубление изоляции следует производить так, чтобы не задевать при этом меди пластин.

После проточки и углубления изоляции коллектор шлифуют мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 240—300.

При обточке коллектора следует иметь в виду, что биение его относительно шеек подшипников не должно превышать 0,05 мм общего отклонения индикатора.

Поэтому, если центры вала якоря повреждены или сам вал погнут, необходимо исправить центры резцом, а вал выправить на прессе. При правке центров один конец вала зажимают в патрон станка, а другой должен вращаться в люнете. Биение средней части сердечника якоря относительно диаметров шеек под посадку подшипников не должно быть более 0,1 мм.

Изношенные шейки вала якоря под посадку подшипников восстанавливают хромированием или накаткой. Хромирование применяют при износе до 0,1 мм на диаметр, накатку — при износе 0,1—0,25 мм.

Перед хромированием шейки вала шлифуют до полного удаления следов износа. После изоляции мест, не подлежащих хромированию, обезжиривания и декапирования изношенные якоря завешивают в ванну для хромирования. Рекомендуемый состав электролита: хромовый ангидрит Сг20:, — 250 гл; серная кислота плотностью 1,83— 2,5 гл. Температура хромирования 50—55° С, плотность тока 20 Адм2.

Наращивание слоя хрома производят на 0,1—0,15 мм больше номинального диаметра шейки.

Извлеченные из ванны детали промывают в дистиллированной воде, которую впоследствии используют для доливки в электролит ванны, затем в холодной проточной и горячей воде. Сушат детали в сухих опилках.

После снятия изоляции восстановленные таким способом шейки шлифуют до номинального размера.

Более дешевым способом является накатка. Накатку изношенных шеек вала производят роликом, диаметр которого должен быть не менее 60 мм, ширина 6—8 мм. Шаг зубцов накатки должен быть 1,5— 1,75 мм, а скорость обработки детали — 1,5—2,5 ммнн. Накатку ведут до увеличения диаметра на 0,35—0,5 мм больше номинального, после чего шейки шлифуют до номинального размера.

Замена обмотки якоря генератора сводится к следующим основным операциям.

С помощью отрезного резца на токарном станке обрезают концы секций обмотки у пластин коллектора. Оставшуюся часть обмотки из петушков пластин удаляют лезвием отвертки, предварительно нагрев обмотку паяльником, или фрезерованием. При помощи выколотки и молотка выбивают удерживающие клинья из пазов сердечника, после чего удаляют с якоря провода обмотки. Для облегчения разматывания обмотки якорь обрабатывают агрессивными растворами или выжигают изоляцию. Если изоляцию выжигают, то предварительно снимают коллектор с вала якоря.

Для намотки якорь закрепляют в центрах приспособления. Чтобы не повредить изоляцию обмоточного провода, необходимо напильником и абразивной бумагой зачистить заусенцы пазов якоря.

Необходимо также проверить под напряжением 220 В пластины коллектора на замыкание с корпусом и между собой.

Вместо поврежденных торцовых изоляционных пластин сердечника якоря и изоляционных втулок устанавливают новые. После этого в пазы якоря устанавливают изоляцию (прессшпан, электроизоляционный картон и т. п.) и производят намотку обмотки. Изоляция должна закрывать всю поверхность паза.

Обмотку якоря выполняют по петлевой или волновой схеме намотки (смотреть статью под номером 124). Автомобильные генераторы чаще всего имеют петлевую схему намотки.

При ремонте генераторов применяют как машинную, так и ручную намотку. Иногда применяют шаблонную намотку, при которой отдельные секции предварительно наматывают на специальные оправки, по форме напоминающие оправки катушек обмоток возбуждения.

При намотке якоря генератора необходимо иметь следующие основные данные обмотки: диаметр провода и вид его изоляции, шаг намотки секции по пазам (зубцовый шаг), шаг по коллектору, число витков в секции, занос начала секции по коллектору.

Объем работ по намотке якоря в основном сводится к двум операциям: укладке проводов обмотки в пазы сердечника якоря и присое динению и пайке концов обмотки к пластинам коллектора.

На авторемонтных заводах и в специализированных мастерских применяют следующий способ петлевой намотки якоря (смотреть статью под номером 125). На сердечнике якоря выбирают произвольный паз и отмечают его. Расположенную против этого паза пластину коллектора считают первой. При намотке счет пазов и пластин ведут по часовой стрелке, если, смотреть на якорь со стороны коллектора.

Отрезав два провода необходимой длины, зачищают их концы на длине 5—7 мм и забивают начало первого провода в прорезь петушка первой пластины, а второго — второй пластины. Отсчитав вправо и влево от отмеченного паза, не считая его, число пазов, равное половине шага; закладывают в эти пазы необходимое число витков обмотки. Концы проводов закрепляют на валу якоря. Аналогично укладывают и вторую секцию, при этом начало проводов секции закрепляют в третьей и четвертой пластинах, а обмотку укладывают в пазы, смещенные по отношению к первым на один паз по часовой стрелке. Таким образом укладывают обмотки во все пазы якоря. Во время укладки секций необходимо с помощью обжимки и молотка производить опрессовку проводов в пазах якоря"., а после укладки — забить удерживающие клинья. Материалом клиньев может служить дерево, плотный картон и т. п.

Поверх проводов начала секций накладывают воротничок из бумажной и бязевой ленты в один слой, затем забивают в шлицы петушков пластин коллектора концы секций следующим образом: конец первого провода первой секции — ко второй пластине, конец второго провода первой секции — к третьей пластике. Для нахождения концов секций пользуются контрольной лампой. Для этого один провод лампы подсоединяют к началу секций, другой — поочередно к концам секций. Тот конец провода, при присоединении к которому контрольная лампа загорается, и является найденным концом секции.

Поверх концов секций укладывают воротничок из бязевой ленты шириной 15—20 мм, который укрепляют тремячетырьмя витками суровой или кордной нитки.

Пайку концов секций в шлицах петушков пластин лучше осуществлять погружением коллектора в расплавленный припой ПОС40 или ПОС50, нагретый в тигле. Флюсом служит раствор канифоли в спирте Кислотные флюсы при пайке применять нельзя.

Если коллектор имеет пластмассовую втулку, то пайку можно производить только паяльником. Для ускорения прогрева пластин коллектора применяют паяльник повышенной мощности с укороченным сердечником:

В целях предохранения части коллектора и вала якоря от облуживания при пайке в тигле их покрывают мелом или обмазывают техническим вазелином с последующим обвертыванием в два слоя конденсаторной бумагой.

Для обеспечения надежности пайки обмотки в петушках пластин коллектора якорь выдерживают в тигле в течение 30—40 с. Затем якорь вынимают и стальной щеткой очищают коллектор от шлака и излишков припоя.

После этого обмотку якоря генератора пропитывают изоляционным лаком. Пропитка необходима для предохранения проводов от окислительных процессов и придания обмотке большей механической прочности. Для пропитки обмотки якорь погружают до высоты коллекторных пластин на 30 мин в ванну с водноэмульсионным лаком 321В, ФЛ8В или глифталевым ГФ95 при температуре 25—30е С. Затем на 25—30 мин якорь подвешивают над ванной коллектором вверх для стекания излишков лака. Сушка якоря генератора аналогична сушке обмоток возбуждения. Пленка лака после сушки должна быть прочной и не липкой. Лак с железа, вала и коллектора якоря смывают растворителями.

После пропитки коллектор якоря обтачивают на специальном или токарном станке, углубляют изоляцию между пластинами и полируют поверхность абразивной бумагой, затем контролируют с помощью ППЯ обмотку на отсутствие короткого замыкания с корпусом и между секциями. Порядок и режимы выполнения этих операций описаны выше.

Новости

  • Надписи на авто!

    Место веселому должно быть везде.

    -Надпись на запорожце: "Я тебе скажу, как иномарка иномарке..."
    -Осторожно, за рулем может быть моя жена!
    -Надпись на заднем стекле: "Не едь за мной, я заблудился!"
    -Надпись в маршрутке на двери: "Толкай попой".
    -Старый Икарус. Сзади надпись: "Не обгоняй - обидно".
    -Надпись на новенькой Ауди: "Не делай глупостей, шофер!"
    -Надпись на старом, старом пассате годов 70-их: "МЫ НЕ ПЕРЕД КЕМ, НЕ ТОРМОЗИМ!"

  • Увеличиваем объемы перевозок

    Теперь мы прорабатываем и осуществляем перевозки негабаритных и  тяжеловесных грузов автомобильным транспортом  весом до 300т

  • Открытие нового офиса продаж автомобильной техники

    Автомотоком готовит открытие нового офиса продаж автомобильной техники и запасных частей...

  • Мы начали продажи обновленной Toyota Corolla

    Обновления в автомобиле коснулись прежде всего линейки двигателей и трансмиссий. Теперь Toyota Corolla поставляется с двумя типами бензиновых двигателей ...

  • Наше предприятие будет выпускать бензиновые моторы для гибридов

    Предполагается, что новый двигатель будет продаваться нашей фирмой сторонним заказчикам для использования в гибридных силовых установках.

  • Меню

    Публикации