РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ

ДОПУСКИ И ПОСАДКИ, ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ

Важнейшим моментом обеспечения нормальных условий сборки и разборки изделий электрооборудования при производстве, эксплуатации и ремонте является взаимозаменяемость деталей. Полностью взаимозаменяемыми называются такие детали, которые при сборке узла или изделия в целом не требуют дополнительной механической или ручной пригонки. При неполной, ограниченной или частичной взаимозаменяемости необходим подбор деталей по месту либо дополнительная обработка одной из деталей, входящих в комплект.

Для обеспечения взаимозаменяемости и нормальной работы деталей в сопряжениях необходимо, Чтобы они были изготовлены с определенной степенью точности. Отклонения размеров деталей регламентируются государственным стандартом (смотреть статью под номером 95).

Номинальным размером называется основной размер, определенный исходя из функционального назначения детали и служащий началом отсчета отклонений. Общий для отверстия и вала, составляющих соединение, номинальный размер называется номинальным размером соединения.

Действительным размером называется размер, полученный в результате непосредственного измерения с допустимой погрешностью.

Предельными размерами называются два предельных значения размера, между которыми должен находиться действительный размер. Большее из них называется наибольшим предельным размером, меньшее — наименьшим предельным размером.

Допуском размера называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Величину допуска указывают в виде двух отклонений от номинального размера — верхнего и нижнего.

Верхним предельным отклонением называется алгебраическая разность между наибольшим предельным размером и номинальным, а н и ж н и м предельным отклонением— алгебраическая разность между наименьшим предельным размером и номинальным.

Нулевой линией называется линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок (см. смотреть статью под номером 95). Положительные отклонения откладываются вверх от нулевой линии, отрицательные — вниз.

Полем допуска называется интервал значений размеров, ограниченный предельными размерами; оно определяется величиной допуска и его расположением относительно номинального размера. На схеме поле допусков изображается зоной между линиями, соответствующими верхнему и нижнему предельным отклонениям. Верхняя граница поля допуска соответствует наибольшему предельному размеру, нижняя граница — наименьшему предельному размеру.

На рабочих чертежах номинальный размер обозначается целыми числами, а отклонения в виде десятичной дроби проставляются после номинального размера одно над другим: верхнее — вверху, нижнее — внизу. Например, 03ОЦЦ. Перед цифрой положительного отклонения ставится знак плюс, перед цифрой отрицательного отклонения — знак минус. Если отклонения одинаковы по своему численному значению, но одно из них положительное, а другое отрицательное, то величину отклонения указывают один раз после знаков (±). Например, 017 ± 0.006. Из приведенных примеров следует, что после изготовления детали ее размер должен находиться в пределах от 29, 98 до 30,03 мм и от 16,994 до 17,006 мм. Если это условие не соблюдено, деталь бракуется.

Зазором называется положительная (со знаком +) разность между размерами отверстия и вала (при условии, что размер отверстия больше размера вала), создающая свободу относительного перемещения сопрягаемых деталей.

Наибольшим зазором называется положительная разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.

Наименьшим зазором называется положительная разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.

Натягом называется положительная разность между диаметрами вала и отверстия до сборки деталей (размер вала больше размера отверстия), обеспечивающая неподвижность соединения сопрягаемых деталей.

Наибольшим натягом называется разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия.

Наименьшим натягом называется разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия.

В соединениях двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую (внешнюю) и охватываемую (внутреннюю) поверхности соединения.

У цилиндрических соединений охватывающая поверхность называется отверстием, а охватываемая— валом. Названия отверстие и вал условно применимы также и к другим охватывающим и охватываемым поверхностям.

Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления нх взаимному смещению.

В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадки подразделяются на три группы:

с зазором (подвижные), при которых обеспечивается зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала). В зависимости от величины гарантированного зазора эти посадки обозначают: скользящая С, движения Д, ходовая X, легкоходовая Л, широкоходовая Ш, тепловая ходовая ТХ;

с натягом (неподвижные), при которых обеспечивается натяг в соединении (поле допуска вала расположено над полем допуска отверстия). В зависимости от величины гарантированного натяга эти посадки обозначают: прессовая 3я Пр 3, прессовая 2я Пр 2, прессовая 1я Пр 1, горячая Гр, прессовая Пр, легкопрессовая Пл;

переходные, при которых соединения могут осуществляться как с зазором, так и с натягом (поля допусков отверстия и вала перекрываются). В зависимости от величины зазора или натяга эти посадки обозначают: глухая Г, тугая Т, напряженная Н, плотная П.

Кроме допусков размера вала и отверстия, существует также допуск посадки.

Допуском посадки называется разность между наибольшим и наименьшим зазорами (в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим натягами (в посадках с натягом). В переходных посадках допуск посадки равен алгебраической разности между наибольшим и наименьшим натягами или сумме наибольшего натяга и наибольшего зазора.

 

Новости

  • Надписи на авто!

    Место веселому должно быть везде.

    -Надпись на запорожце: "Я тебе скажу, как иномарка иномарке..."
    -Осторожно, за рулем может быть моя жена!
    -Надпись на заднем стекле: "Не едь за мной, я заблудился!"
    -Надпись в маршрутке на двери: "Толкай попой".
    -Старый Икарус. Сзади надпись: "Не обгоняй - обидно".
    -Надпись на новенькой Ауди: "Не делай глупостей, шофер!"
    -Надпись на старом, старом пассате годов 70-их: "МЫ НЕ ПЕРЕД КЕМ, НЕ ТОРМОЗИМ!"

  • Увеличиваем объемы перевозок

    Теперь мы прорабатываем и осуществляем перевозки негабаритных и  тяжеловесных грузов автомобильным транспортом  весом до 300т

  • Открытие нового офиса продаж автомобильной техники

    Автомотоком готовит открытие нового офиса продаж автомобильной техники и запасных частей...

  • Мы начали продажи обновленной Toyota Corolla

    Обновления в автомобиле коснулись прежде всего линейки двигателей и трансмиссий. Теперь Toyota Corolla поставляется с двумя типами бензиновых двигателей ...

  • Наше предприятие будет выпускать бензиновые моторы для гибридов

    Предполагается, что новый двигатель будет продаваться нашей фирмой сторонним заказчикам для использования в гибридных силовых установках.

  • Меню

    Публикации