ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

На современных отечественных автомобилях широко используются две системы зажигания: классическая и контактно-транзисторная.

Основными аппаратами классической системы зажигания (смотреть статью под номером 46) являются катушка зажигания 1, свечи б и распределитель, объединяющий прерыватель и распределитель. Кулачок 4 прерывателя и ротор 5 распределителя закреплены на общем валу, который приводится во вращение зубчатой передачей от распределительного вала двигателя и вращается с частотой вдвое меньшей, чем коленчатый вал. Кулачок при вращении воздействует на рычажок 3 прерывателя, размыкая контакты 2. Параллельно контактам включен конденсатор С. Ротор распределителя при вращении проходит мимо неподвижных электродов распределителя, количество которых равно числу цилиндров двигателя. Каждый электрод соединен проводом с соответствующей свечой.

Катушка зажигания имеет две обмотки: первичную и вторичную. Число витков вторичной обмотки значительно больше числа витков первичной. Соединены обмотки по схеме автотрансформатора. Один конец у них общий, он соединен с подвижным контактом прерывателя. Второй конец вторичной обмотки соединен с ротором распределителя, второй конец первичной — через добавочный резистор Ra (который может отсутствовать) н контакты выключателя зажигания Вз с положительным выводом аккумуляторной батареи.

Принцип действия классической системы зажигания следующий. При включенном выключателе зажигания и замкнутых контактах прерывателя в цепи первичной обмотки катушки зажигания появляется ток. Ток будет протекать от положительного вывода аккумуляторной батареи через резистор R;i, первичную обмотку катушки зажигания, контакты прерывателя, корпус автомобиля к отрицательному выводу аккумуляторной батареи. Ток первичной обмотки катушки зажигания создает магнитное поле, линии которого, замыкаясь через сердечник катушки, пронизывают витки обеих обмоток

При вращении кленчатого вала, когда в одном из цилиндров будет заканчиваться такт сжатия рабочей смеси, кулачок своей гранью разомкнет контакты прерывателя. При размыкании контактов ток в первичной обмотке катушки зажигания прекращается и исчезает магнитное поле. Исчезающее магнитное поле индуктирует в обеих обмотках э. д. с. Так как число витков вторичной обмотки очень большое, индуктируемая в ней э. д. с. может достигнуть величины 20 кВ, что достаточно для пробоя искрового промежутка свечи. В момент появления высокого напряжения ротор распределителя проходит под неподвижным электродом, соединенным со свечой того цилиндра, в котором заканчивается такт сжатия. В результате между электродами свечи происходит электрический разряд и воспламенение смеси в цилиндре. Ток высокого напряжения протекает от вторичной обмотки через ротор и неподвижный электрод распределителя, проскакивает в виде искры между электродами свечи и через корпус автомобиля, аккумуляторную батарею и первичную обмотку возвращается на вторичную обмотку катушки зажигания.

При размыкании контактов прерывателя в первичной обмотке индуктируется э. д. с. самоиндукции, достигающая 200—300 В. Под действием э. д. с. между контактами может возникнуть ток, проявляющийся в виде дугового разряда. При этом сильно разрушаются рабочие поверхности контактов. Чтобы исключить это вредное влияние параллельно контактам включают конденсатор С. При наличии конденсатора в момент размыкания контактов происходит его заряд. Затем конденсатор разряжается через первичную обмотку, резистор R и аккумуляторную батарею. Таким образом в значительной степени устраняется ценообразование между контактами прерывателя и обеспечивается их долговечность.

Добавочный резистор Ra позволяет улучшить работу системы зажигания при пуске двигателя. При включении стартера напряжение батареи сильно уменьшается, что приводит к уменьшению тока в первичной и пониженному напряжению вторичной цепи. Особенно .сильно это сказывается при пуске зимой, когда характеристики батареи ухудшаются, а для пробоя искрового промежутка свечей требуется более высокое напряжение. Поэтому при включении стартера с помощью специальных контактов (см. смотреть статью под номером 43, 44), имеющихся на реле стартера или дополнительном реле, резистор Ru закорачивается. Таким образом на время пуска обеспечивается необходимый ток в первичной цепи, несмотря па пониженное напряжение батареи.

С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя уменьшается время замкнутого состояния контактов прерывателя, что приводит к уменьшению силы тока первичной цепи в момент размыкания контактов и, следовательно, вторичного напряжения. Такая же закономерность наблюдается о увеличением числа цилиндров.

Чтобы обеспечить высокое вторичное напряжение для высокооборотистых двигателей с большим числом цилиндров, необходимо увеличивать первичный ток. Однако при увеличении тока разрыва более 3,5 А возникает сильное искрение на контактах прерывателя, что приводит к уменьшению их срока службы и снижению надежности системы зажигания.

Указанные недостатки классической системы зажигания исключаются применением контактно-транзисторной системы зажигания. Основной особенностью такой системы (смотреть статью под номером 47) является то, что через контакты прерывателя проходит небольшой ток управления транзистором. Ток первичной обмотки при этом прерывается не контактами прерывателя, а переходом эмиттер — коллектор транзистора. Так как транзистор разгружает контакты прерывателя, отпадает необходимость в искрогасящем конденсаторе.

Работает схема следующим образом. При замыкании контактов 1 прерывателя база транзистора 2 через корпус соединяется с отрицательным выводом аккумуляторной батареи. По цепи базы пойдет ток, и транзистор откроется. Открытый транзистор замкнет цепь первичной обмотки катушки зажигания 3, и по ней пойдет ток.

При размыкании контактов прерывателя транзистор закроется, разрывая цепь обмотки катушки зажигания. При этом во вторичной

обмотке индуктируется э. д. с. большой величины. Посредством распределителя высокое напряжение подается на электроды свечи, происходит пробой искрового промежутка и воспламенение смеси.

В реальной схеме контактно-транзисторной системы зажигания для коммутации первичной цепи применяется транзисторный коммутатор, в котором, кроме транзистора, имеется ряд элементов. Они служат для защиты транзистора от перенапряжений и улучшения условий его переключении.

Как правило, системы зажигания снабжаются устройствами для уменьшения радиопомех. Ими являются подавительные резисторы в наконечниках, соединяющих высоковольтные провода со свечами, или подавительный резистор в роторе и крышке распределителя. Эту роль могут также выполнять высоковольтные провода с распределенным сопротивлением.

Новости

  • Надписи на авто!

    Место веселому должно быть везде.

    -Надпись на запорожце: "Я тебе скажу, как иномарка иномарке..."
    -Осторожно, за рулем может быть моя жена!
    -Надпись на заднем стекле: "Не едь за мной, я заблудился!"
    -Надпись в маршрутке на двери: "Толкай попой".
    -Старый Икарус. Сзади надпись: "Не обгоняй - обидно".
    -Надпись на новенькой Ауди: "Не делай глупостей, шофер!"
    -Надпись на старом, старом пассате годов 70-их: "МЫ НЕ ПЕРЕД КЕМ, НЕ ТОРМОЗИМ!"

  • Увеличиваем объемы перевозок

    Теперь мы прорабатываем и осуществляем перевозки негабаритных и  тяжеловесных грузов автомобильным транспортом  весом до 300т

  • Открытие нового офиса продаж автомобильной техники

    Автомотоком готовит открытие нового офиса продаж автомобильной техники и запасных частей...

  • Мы начали продажи обновленной Toyota Corolla

    Обновления в автомобиле коснулись прежде всего линейки двигателей и трансмиссий. Теперь Toyota Corolla поставляется с двумя типами бензиновых двигателей ...

  • Наше предприятие будет выпускать бензиновые моторы для гибридов

    Предполагается, что новый двигатель будет продаваться нашей фирмой сторонним заказчикам для использования в гибридных силовых установках.

  • Меню

    Публикации