КОНТАКТНО-ТРАНЗИСТОРНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Схема включения. Основной отличительной особенностью схемы контактно-транзисторной системы зажигания от классической является наличие транзисторного коммутатора. Поэтому особенности схемы и работы контактно-транзисторной системы определяются схемным решением коммутатора.

На отечественных автомобилях применяются контактно-транзисторная система (смотреть статью под номером 52) с коммутатором ТК102, добавочным резистором СЭ107, катушкой зажигания Б114 и распределителями ряда типов (Р4Д, Р13Д, Р133, Р137 все 8нскровые).

Основным элементом транзисторного коммутатора ТК102 является мощный германиевый транзистор Г (ГТ701А), эмиттерноколлекторный переход которого включен в цепь первичной обмотки катушки зажигания В114. База транзистора через первичную обмотку импульсного трансформатора соединена с прерывателем распределителя, а через вторичную — с эмиттером.

При включенном выключателе Вз транзистор коммутатора может находиться в открытом или закрытом состоянии в зависимости от того, замкнуты или разомкнуты контакты прерывателя.

При разомкнутых контактах прерывателя транзистор находится в закрытом состоянии, так как потенциалы базы и эмиттера одинаковы. Сопротивленце транзистора при этом составляет сотни ом, и тока в первичной обмотке катушки зажигания не будет.

При замкнутых контактах прерывателя в схеме пойдет ток по цепи: положительный вывод аккумуляторной батареи — амперметр — контакты выключателя зажигания — добавочный резистор — первичная обмотка катушки зажигания — резистор R коммутатора — первичная обмотка импульсного трансформатора — контакты прерывателя — корпус автомобиля — отрицательный вывод аккумуляторной батареи. В результате падения напряжения на резисторе R потенциал базы станет меньше потенциала эмиттера и транзистор откроется. При этом сопротивление транзистора составляет доли ома, благодаря чему ток, протекающий через первичную обмотку катушки зажигания, достигает максимальной величины (около 8А).

С возрастанием частоты вращения коленчатого вала из-за уменьшения времени замкнутого состояния контактов прерывателя уменьшается до ЗА. Через контакты прерывателя проходит лишь ток базы транзистора, не превышающий 0,9 А при неработающем двигателе и уменьшающийся до 0,3 А с увеличением частоты вращения.

При размыкании контактов прерывателя исчезает ток в первичной обмотке импульсного трансформатора ИТ, что приводит к резкому уменьшению магнитного потока в его сердечнике. В результате во вторичной обмотке этого трансформатора индуктируется э. д. с, приложенная к переходу эмиттер — база в обратном направлении, т. е. потенциал базы становится больше потенциала эмиттера, и транзистор закрывается. Применение импульсного трансформатора обеспечивает так называемое активное запирание транзистора, благодаря чему ускоряется процесс переключения транзистора.

При переходе транзистора в закрытое состояние прерывается ток а первичной обмотке катушки зажигания, а во вторичной обмотке индуктируется э. д. с. от 17 до 30 кВ. Высокое напряжение от вторичной обмотки катушки зажигания подается через распределитель

к очередной свече.

При прерывании тока в первичной обмотке катушки зажигания индуктируется э. д. с. самоиндукции величиной до 100 В. При низкой частоте вращения коленчатого вала или при обрыве цепи высокого напряжения величина э. д. с. самоиндукции значительно возрастает, что может привести к пробою эмиттерноколлекторного перехода транзистора. Для предохранения транзистора от пробоя параллельно первичной обмотке катушки зажигания включен стабилитрон Д2 (Д817В), напряжение стабилизации которого составляет около 80 В. Если э. д. с. самоиндукции превысит указанное значение, стабилитрон пробивается и ток, вызванный э. д. с. самоиндукции, замыкается через стабилитрон Д2 и диод Д1. Лтд, Д1 (Д220) препятствует прохождению через стабилитрон тока от аккумуляторной батареи.

При величине э. д. с. самоиндукции меньшей напряжения пробоя стабилитрона Д2 ток, ею вызванный, идет на заряд конденсатора С1. В результате этого резко уменьшается выделяемая на транзисторе мощность в момент его запирания, а следовательно, и его нагрев.

Электролитический конденсатор С2 служит для сглаживания импульсов, возникающих в источниках питания, и тем самым защищает схему от перенапряжений. Такие импульсные перенапряжения могут достигать значительных величин при неисправности генераторной установки переменного тока.

 

Добавочный резистор СЭ107 выполнен из двух секций Ral и Ra2. Секция Rn2 включена в цепь первичной обмотки катушки зажигания постоянно. Секция д при пуске закорачивается контактами реле стартера или дополнительного реле. Таким образом компенсируется (как и в классической системе зажигания) уменьшение напряжения батареи при питании стартера.

В наконечниках, соединяющих высоковольтные провода со свечами, устанавливаются подавительные резисторы.

Конструкция аппаратов. Катушка зажигания Б114 отличается от катушек классической системы обмоточными данными и имеет электрически разделенные обмотки для предотвращения перегрузки транзистора коммутатора от высокого напряжения напряжения вторичной обмотки.

Первичная обмотка выполнена из провода большего диаметра и имеет число витков меньше, чем в обычных катушках. Этим достигается понижение сопротивления и обеспечивается повышенный ток первичной цепи.

Добавочный резистор СЭ107 (смотреть статью под номером 53) состоит из двух секций, размещенных в металлическом корпусе . Каждая секция выполнена в виде спиралей 3 из константановой проволоки, закрепленных на фарфоровых изоляторах 2. Сопротивление каждой секции составляет 0,5 Ом. Концы секций посредством пластин 5, к которым они приварены, соединены с тремя изолированными выводами 4. Выводы имеют маркировку К, ВК, ВКБ (см. смотреть статью под номером 52).

Распределители, которые применяются в контактно-транзисторной системе, в отличие от распределителей классической системы зажигания не имеют конденсатора.

Конструкция распределителей Р4Д и Р13Д не имеет существенных отличий от распределителя Р119Б.

К наиболее современным относятся распределители Р133 и Р137 (смотреть статью под номером 54). У них изменена конструкция ротора и центробежного регулятора.

Транзисторный коммутатор ТКЮ2 (смотреть статью под номером 55) смонтирован в литом алюминиевом корпусе , который для лучшего теплоотвода имеет ребристую поверхность. Транзистор 5 укреплен в специальном колодце и первоначально для герметизации заливался эпоксидной смолой 4. В последних конструкциях его герметизация не применяется.

Все остальные элементы схемы размещены внутри корпуса коммутатора. Электролитический конденсатор 6 и импульсный трансформатор 3 расположены отдельно. Остальные элементы объединены в общий блок 2, залитый компаундиой массой. Для предотвращения перегрева стабилитрона блок 2 снабжен теплоотводом 8.

Снизу коммутатор закрыт металлическим дном 7, которое крепится к корпусу заклепками.

Колодка с четырьмя выводами (Р, К, М и один вывод без обозначения) закреплена на боковой стенке коммутатора (вывод Р на смотреть статью под номером 55 не показан).

Транзисторный коммутатор устанавливают в кабине водителя, температура в которой значительно ниже, чем в отсеке двигателя. Эта мера служит для предохранения транзистора от перегрева.

Новости

  • Надписи на авто!

    Место веселому должно быть везде.

    -Надпись на запорожце: "Я тебе скажу, как иномарка иномарке..."
    -Осторожно, за рулем может быть моя жена!
    -Надпись на заднем стекле: "Не едь за мной, я заблудился!"
    -Надпись в маршрутке на двери: "Толкай попой".
    -Старый Икарус. Сзади надпись: "Не обгоняй - обидно".
    -Надпись на новенькой Ауди: "Не делай глупостей, шофер!"
    -Надпись на старом, старом пассате годов 70-их: "МЫ НЕ ПЕРЕД КЕМ, НЕ ТОРМОЗИМ!"

  • Увеличиваем объемы перевозок

    Теперь мы прорабатываем и осуществляем перевозки негабаритных и  тяжеловесных грузов автомобильным транспортом  весом до 300т

  • Открытие нового офиса продаж автомобильной техники

    Автомотоком готовит открытие нового офиса продаж автомобильной техники и запасных частей...

  • Мы начали продажи обновленной Toyota Corolla

    Обновления в автомобиле коснулись прежде всего линейки двигателей и трансмиссий. Теперь Toyota Corolla поставляется с двумя типами бензиновых двигателей ...

  • Наше предприятие будет выпускать бензиновые моторы для гибридов

    Предполагается, что новый двигатель будет продаваться нашей фирмой сторонним заказчикам для использования в гибридных силовых установках.

  • Меню

    Публикации