ГЕНЕРАТОРЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Устройство. На автомобилях применяются трехфазные синхронные генераторы с электромагнитным возбуждением. Так как для подзаряда аккумуляторных батарей на автомобиле необходим постоянный ток, генераторы переменного тока снабжены выпрямителями. Современные генераторы переменного тока оснащены кремниевыми выпрямительными устройствами, размещенными внутри корпуса генератора.

Генераторы Г250, Г266, Г271, наиболее широко применяемые в настоящее время, имеют одинаковую конструктивную схему (смотреть статью под номером 16).

Обмотка статора 8, в которой индуктируется переменный ток, расположена на неподвижном статоре, а обмотка возбуждения  — на вращающемся роторе.

Статор генератора состоит из сердечника 10, набранного из изолированных листов электротехнической стали, и обмотки. Сердечник статора закреплен между двумя алюминиевыми крышками 1 и 13 с помощью стяжных винтов. Внутренняя поверхность сердечника статора имеет 18 зубцов, равномерно расположенных по окружности, на которые надеты катушки обмотки статора. Катушки крепятся при помощи текстолитовых клиньев. Изоляция катушек от сердечника выполнена из электротехнического картона. Статор в сборе пропитывают электроизоляционным лаком. Каждая из трех фаз обмотки статора объединяет по шесть последовательно соединенных катушек. Соединена обмотка статора по схеме «звезда».

Свободные концыфаз обмотки статора присоединены к трем клеммам 2 выпрямительного блока 3. Шесть кремниевых диодов выпрямительного блока соединены по трехфазной двухполупериодной схеме выпрямления. Выходы трех диодов прямой проводимости объединены контактной пластиной 16, а выходы трех диодов обратной проводимости — контактной пластиной 15.

Выпрямительный блок крепится на крышке  болтами. Крепежные болты соединены с контактными пластинами выпрямительного блока и выполняют функцию токопроводов. Три болта замыкают на корпус контактную пластину диодов обратной проводимости. Один болт, соединенный с контактной пластиной диодов прямой проводимости, образует на крышке 1 изолированный от корпуса вывод «+» генератора. Отрицательным выводом генератора служит винт, ввернутый в крышку 1.

Обмотка возбуждения выполнена в виде одной круглой катушки, закрепленной на стальной втулке 12. С боков обмотка закреплена двумя клювообразными половинами 9 сердечника ротора. Клювы одной половины сердечника входят в промежутки между клювами другой. Каждая половина сердечника имеет по шесть клювов, которые при работе генератора образуют 12 полюсов ротора. Сердечник ротора напрессован на вал, опорами которому служат два шариковых подшипника закрытого типа. Подшипники установлены в крышках генератора. Они заполняются смазкой при их сборке и в процессе эксплуатации в смазке не нуждаются.

Концы обмотки возбуждения припаяны к двум медным контактным кольцам 4. Контактные кольца закреплены на валу ротора с помощью изоляционных втулок.

На крышке  винтами крепится щеткодержатель 6. В направляющих отверстиях щеткодержателя установлены две графитовые щетки 5, которые под действием пружин 7 прижимаются к контактным кольцам. Одна щетка, изолированная от корпуса, соединена с выводом LU, который выполняется в виде болтового (смотреть статью под номером 16, б) или штекерного зажима. Другая щетка соединена с корпусом генератора.

Генераторы оснащены крыльчаткой 14, создающей поток охлаждающего воздуха. Поток воздуха поступает внутрь генераторов через окна в крышках.

Генераторы серии Г250 имеют большое число модификаций (П, Ж1, Е1, И1 и т. д.). Отличаются друг от друга генераторы этой серии конструкцией шкивов.

Генератор Г272 имеет лишь одно конструктивное отличие от генераторов серии Г250. У него обе щетки изолированы от корпуса и выведены наружу посредством штекеров.

Генератор Г286 конструктивно аналогичен генераторам серии Г250, но имеет большие габариты и массу. Обмотка статора этого генератора соединена по схеме «треугольник».

Генератор Г22! (смотреть статью под номером 17) имеет ряд конструктивных особенностей по сравнению с генераторами серии Г250.

Сердечник 12 статора, закрепленный между двумя алюминиевыми крышками  и 14 болтами 2, имеет 35 зубцов. Число катушек обмотки 10 статора восемнадцать. Так как число зубцов вдвое больше числа катушек, они нанизаны на зубцы с чередованием через один. Нулевая точка обмотки статора, соединенной звездой, выведена наружу посредством изолированного штекера. Свободные концы фаз обмотки статора присоединены к клеммам 3 выпрямительного устройства.

Выпрямительное устройство генератора Г221 не объединено конструктивно в виде блока, как у генераторов серии Г250. Оно выполнено на базе специальных диодов ВА20. Диоды 4 обратной проводимости запрессованы своими корпусами, которые являются выводами, в крышку . Диоды прямой проводимости запрессованы впластину, изолированную от корпуса генератора и закрепленную на крышке  болтами. Один из крепежных болтов выведен наружу и является положительным выводом 7 генератора.

Обмотка возбуждения 13, выполненная в виде цилиндрической катушки, одета на стальную втулку 16 и скреплена двумя клювообразными половинами  сердечника ротора. Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам 5, на которые опираются щетки 6 щеткодержателя 8. Одна щетка соединена с корпусом генератора, другая — со штекером 9, который является выводом обмотки возбуждения. Охлаждение генератора осуществляется через вентиляционные отверстия в крышках посредством крыльчатки 15.

 

Характеристики. Генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением не обладают свойством самовозбуждения. Поэтому в начале работы генератора обмотка возбуждения питается от аккумуляторной батареи. Лишь когда напряжение генератора становится больше напряжения батареи, питание обмотки возбуждения осуществляется через выпрямитель от обмотки статора.

При протекании тока по обмотке возбуждения вокруг ротора возникает магнитное поле, в области которого находится и обмотка статора. При вращении ротора магнитные силовые линии поля ротора пересекают фазы обмотки статора и в них наводятся э.д.с. переменного направления, сдвинутые на 120°. Под действием э.д.с. при подключении к генератору потребителей по обмотке статора протекает переменный ток, который выпрямляется при помощи диодов.

Генераторы переменного тока обладают свойством самоограничения максимальной силы тока при увеличении числа подключенных потребителей и возрастании частоты вращения ротора. Это обусловлено следующими причинами. При возрастании числа потребителей увеличивается ток обмотки статора, что приводит к усилению магнитного поля статора. Магнитное поле статора направлено против магнитного поля ротора, поэтому суммарный магнитный поток уменьшается.

Таблица 8

Благодаря этому в катушках статора наводится меньшая э.д.с. и величина максимальной силы тока, отдаваемого генератором, ограничивается.

При возрастании частоты вращения ротора увеличивается частота переменного тока в обмотке статора. Вследствие этого возрастает индуктивное сопротивление обмотки статора, что также приводит к ограничению максимальной силы тока, отдаваемого генератором.

Технические данные некоторых типов генераторов переменного тока е электромагнитным возбуждением приведены в смотреть статью под номером 8.

Новости

  • Надписи на авто!

    Место веселому должно быть везде.

    -Надпись на запорожце: "Я тебе скажу, как иномарка иномарке..."
    -Осторожно, за рулем может быть моя жена!
    -Надпись на заднем стекле: "Не едь за мной, я заблудился!"
    -Надпись в маршрутке на двери: "Толкай попой".
    -Старый Икарус. Сзади надпись: "Не обгоняй - обидно".
    -Надпись на новенькой Ауди: "Не делай глупостей, шофер!"
    -Надпись на старом, старом пассате годов 70-их: "МЫ НЕ ПЕРЕД КЕМ, НЕ ТОРМОЗИМ!"

  • Увеличиваем объемы перевозок

    Теперь мы прорабатываем и осуществляем перевозки негабаритных и  тяжеловесных грузов автомобильным транспортом  весом до 300т

  • Открытие нового офиса продаж автомобильной техники

    Автомотоком готовит открытие нового офиса продаж автомобильной техники и запасных частей...

  • Мы начали продажи обновленной Toyota Corolla

    Обновления в автомобиле коснулись прежде всего линейки двигателей и трансмиссий. Теперь Toyota Corolla поставляется с двумя типами бензиновых двигателей ...

  • Наше предприятие будет выпускать бензиновые моторы для гибридов

    Предполагается, что новый двигатель будет продаваться нашей фирмой сторонним заказчикам для использования в гибридных силовых установках.

  • Меню

    Публикации