ГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Генератор П08 и реле-регулятор РР24 (смотреть статью под номером 26) долгое время являлись базовой генераторной установкой для питания потребителей на номинальное напряжение 12 В. Генератор и реле-регулятор этого типа имеют несколько модификаций и установлены на ряде отечественных автомобилей.

Реле-регулятор РР24 включает в себя регулятор напряжения, ограничитель тока и реле обратного тока, которые установлены на панели из изоляционного материала.

Регулятор напряжения РН имеет основную обмотку 00, ускоряющий Ry, добавочный Rnl резисторы, а также выравнивающий RB, являющийся одновременно ускоряющей обмоткой ограничителя тока. Температурная компенсация в регуляторе осуществляется с помощью магнитного шунта МШ.

Ограничитель тока ОТ имеет две обмотки — последовательную ПО и ускоряющую УО (RB) и добавочный резистор RR2.

 

Реле обратного тока РОТ выполнено по обычной схеме с основной 00 и последовательной ПО обмотками. Якорек реле подвешен на биметаллической пластине БП.

Реле-регулятор имеет четыре вывода: Б, fi, Ш, М. Вывод Б присоединен к положительному выводу батареи, выводы Я, Ш и М реле-регулятора — к выводам Я, Ш и М генератора.

Главная цепь генераторной установки включает в себя: вывод Я генератора — последовательную обмотку ограничителя тока — последовательную обмотку реле обратного тока — корпус и контакты реле обратного тока — вывод Б реле-регулятора — положительный вывод аккумуляторной батареи и потребители — корпус автомобиля — вывод М генератора.

Цепь возбуждения имеет несколько путей. Когда контакты регулятора напряжения и ограничителя тока замкнуты: вывод Я генератора — вывод Я реле-регулятора — последовательная обмотка ограничителя тока — ускоряющая обмотка ограничителя тока — корпус и контакты ограничителя тока — контакты и корпус регулятора напряжения — вывод Ш реле-регулятора — вывод Ш генератора — обмотка возбуждения — вывод М генератора.

При разомкнутых контактах регулятора напряжения цепь возбуждения от корпуса ограничителя тока к выводу Ш реле-регулятора проходит через включенные последовательно резисторы R и

Регулятор имеет три вывода Ш, М и «+», которые соединены с соответствующими выводами генератора.

Наличие кремниевого выпрямителя обеспечивает постоянное соединение главной цепи генератора с аккумуляторной батареей.

Ток возбуждения при напряжении генератора меньшем регулируемой величины протекает по цепи: положительный вывод батареи — амперметр — вывод «+» регулятора — выравнивающая обмотка — контакты и корпус реле — вывод регулятора — вывод Ш генератора — обмотка возбуждения — корпус автомобиля — отрицательный вывод батареи.

Ток основной обмотки регулятора протекает от вывода «[» через резисторы Ry, RT и основную обмотку на корпус автомобиля.

При напряжении генератора более регулируемой величины контакты регулятора размыкаются и ток возбуждения от вывода «f» к выводу Ш регулятора протекает через резисторы Ry, #д1 и Rn2. Вследствие этого уменьшаются ток возбуждения, напряжение генератора и ток в основной обмотке регулятора. Контакты регулятора вновь замыкаются.

Генератор Г221 и регу лятор напряжения РР380. Генераторная установка обеспечивает питание потребителей на номинальное напряжение 12 В. В заводских схемах применяются цифровые обозначения электрических соединений, которые приведены в скобках (смотреть статью под номером 28).

Для контроля заряда аккумуляторной батареи в схему включено реле РС702 и контрольная лампа КЛ, свечение которой указывает на разряд батареи. Обмотка 00 реле РС702 включена между нулевой точкой обмотки статора и положительным выводом генератора, т. е. она питается от одной фазы генератора.

При неработающем двигателе и включенном выключателе зажигания В3 контрольная лампа светится. Она питается от аккумуляторной батареи через замкнутые контакты реле РС702. Ток в обмотку реле от батареи проходить не будет, так как этому препятствует выпрямитель генератора.

При работающем генераторе контакты реле размыкаются, разрывая цепь питания контрольной лампы. Если лампа продолжает гореть при работе генератора, это свидетельствует о неисправности генераторной установки или реле РС702.

Регулятор напряжения РР380 — двухступенчатый, вибрационный. Он имеет две пары контактов К1 и К2. Контакты (7 включены между выводами «+» и Ш. Контакты К2 второй ступени включены между выводом Ш и корпусом.

Основная обмотка 00 регулятора включена между корпусом и через резистор RT выводом «+». Добавочный резистор составной — из двух параллельно соединенных резисторов. Последовательно резистору Rn включен дроссель Др. Вся цепочка включена параллельно контактам К1. Дроссель служит для уменьшения скорости нарастания тока через контакты Л7, облегчая таким образом условия их работы.

Температурная компенсация регулятора осуществляется посредством подвески якорька на биметаллической пластине БП и включением в цепь основной обмотки регулятора резистора RT.

Ускоряющая схема в регуляторе РР380 отсутствует. Повышение частоты переключений обеспечивается специально выбранными характеристиками биметаллической пластины, на которой закреплен якорек реле, и пружины, удерживающей контакты первой ступени в замкнутом состоянии.

Регулятор имеет два вывода: Ш (67) и «+» (15), которые соединены с соответствующими выводами генератора Г221.

При неработающем генераторе обмотка возбуждения через контакты выключателя зажигания питается от аккумуляторной батареи. Путь тока возбуждения: положительный вывод батареи — вывод «+» (15)_ регулятора — стойка неподвижного контакта первой ступени — контакты К1 и корпус реле — вывод Ш (67) регулятора — вывод Ш (67) генератора — обмотка возбуждения — корпус автомобиля — отрицательный вывод батареи.

При напряжении генератора больше напряжения батареи обмотка возбуждения питается от генератора. Пока напряжение генератора меньше регулируемого значения, контакты К1 замкнуты, так как магнитный поток, создаваемый обмоткой 00 регулятора, недостаточен для притяжения якорька к сердечнику. Путь тока возбуждения через регулятор тот же, что и при питании от батареи.

С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора возрастает. Когда оно достигает регулируемой величины, сила притяжения якорька к сердечнику станет достаточной для размыкания контактов К1. При разомкнутых контактах К1 ток возбуждения от вывода «+» (15) к выводу Ш (67) регулятора проходит через дроссель Др и резистор д. В результате ток возбуждения и, следовательно, напряжение генератора снизятся и контакты К1 вновь замкнутся.

Работа первой ступени аналогична работе обычного регулятора напряжения, например РР127. Отличие заключается в том, что величина сопротивления резистора Rn и дросселя Др, включаемых в цепь обмотки возбуждения при разомкнутых контактах К1, в несколько раз меньше, чем у одноступенчатых регуляторов. Таким образом обеспечивается уменьшение напряжения на контактах, т. е. улучшаются условия их работы.

Если при разомкнутых контактах К1 частота вращения ротора продолжает возрастать, будет возрастать и напряжение генератора. При этом увеличится ток обмотки 00 регулятора и сила притяжения якорька к сердечнику, что приведет к замыканию контактов К2. В результате вывод Ш (67) регулятора окажется замкнутым на корпус, ток возбуждения снизится до нуля и резко уменьшится напряжение генератора. При уменьшении напряжения уменьшится ток в обмотке 00 регулятора и под действием пружины контакты К2 разомкнутся. Затем процесс будет повторяться.

Таким образом, регулирование напряжения генератора на всем диапазоне изменения частоты вращения ротора обеспечивается попеременной работой первой и второй ступеней регулятора РР380.

Генератор Г250 и реле-регулятор РР362 (модернизированный). Генераторная установка обеспечивает питание потребителей на номинальное напряжение 12 В (смотреть статью под номером 29).

Контактно-транзисторный реле-регулятор РР362 состоит из двух устройств: контактно-транзисторного регулятора напряжения и устройства для защиты транзистора от коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения.

Регулятор напряжения содержит вибрационное реле BP, управляющее транзистором Т (П217), гасящий диод Дг (КД202В), запирающий диод Д3 (Д242). Обмотка 00 вибрационного реле включена по схеме с ускоряющим Ry, добавочным д и термокомпенсационным RT резисторами. Кроме того, в схему включены резисторы R6 и Roc.

Якорек вибрационного реле подвешен на биметаллической пластине БП. Пружина якорька удерживает контакты К1 в замкнутом состоянии, а контакты К2 — в разомкнутом.

Устройство для защиты транзистора содержит реле защиты РЗ. Обмотка реле защиты ОРЗ включена между неподвижным контактом К1 и выводом Ш реле-регулятора.

При неработающем двигателе и замкнутых контактах выключателя зажигания контакты К1 реле BP замкнуты, а транзистор Т открыт, так как протекает ток базы по цепи схемы регулятора: вывод ВЗ — диод Д3 — переход эмиттер — база транзистора Т — резистор R0—корпус автомобиля.

В результате через обмотку возбуждения генератора протекает ток по цепи: положительный вывод батареи — амперметр — вывод ВЗ — диод Дя — переход эмиттер — коллектор транзистора — выгоды Ш реле-регулятора и генератора — обмотка возбуждения — корпус автомобиля — отрицательный вывод батареи.

Обмотка 00 вибрационного реле получает питание через вывод ВЗ по цепи: диод Д3 — резистор Ry — обмотка 00 — резистор RT — вывод М — корпус автомобиля — отрицательный вывод батареи.

После пуска двигателя при напряжении генератора меньше регулируемой величины контакты К2 реле BP будут разомкнуты, а контакты К1 — замкнуты.

Когда напряжение генератора достигнет регулируемого значения, ток в обмотке 00 реле BP возрастет до значения, при котором электромагнитная сила преодолеет усилие пружины и контакты К2 замкнутся. При этом потенциал базы транзистора Т станет больше потенциала эмиттера на величину падения напряжения на диоде Д3, ток базы прекратится и транзистор Т закроется. Ток обмотки возбуждения, протекающий от диода Д3 через резисторы Ry, д, будет уменьшаться. При снижении тока обмотки возбуждения в ней наводится э.д.с. самоиндукции, вызывающая ток самоиндукции, который протекает по контуру: обмотка возбуждения — диод Дг.

В результате снижения тока возбуждения уменьшится напряжение генератора, разомкнутся контакты К2, откроется транзистор Т, повысится напряжение генератора и контакты К2 вновь замкнутся. Замыкания контактов К1 при этом происходить не будет. :

Резистор обратной связи Roc, включенный через контакты К1, обеспечивает четкость переключений контактов вибрационного реле.

При замыкании вывода Ш на корпус, когда замкнуты контакты К2, произойдет следующее. Ток в обмотке возбуждения резко уменьшится, так как ее оба конца будут соединены с корпусом. При этом резко упадет напряжение генератора, контакты К2 разомкнутся и замкнутся контакты К1, подключая обмотку ОРЗ к аккумуляторной батарее. Сила тока в обмотке ОРЗ и магнитный поток сердечника резко возрастут, контакты реле защиты замкнутся. Включение реле защиты должно происходить при токе 3,2—3,6 А. База транзистора через контакты реле защиты окажется соединенной с положительным выводом аккумуляторной батареи и транзистор закроется. Транзистор будет заперт до        РР350~

тех пор, пока не будет устранено короткое замыкание.

Генератор Г250 и регулятор напряжения РР350. Генераторная установка обеспечивает питание потребителей на номинальное напряжение 12 В (смотреть статью под номером 30).

Бесконтактный регулятор РР350 устроен аналогично регулятору на смотреть статью под номером 23. Основной отличительной особенностью является наличие третьего транзистора. Такое усложнение схемы позволяет получить повышенную точность регулирования.

Резисторы Rl, R2, R3, R4, R5, RT и активное сопротивление дросселя Др выполняют функции делителя напряжения. Подбор их осуществляют таким образом, чтобы пробой стабилитрона Д1 (Д814А) происходил в момент, когда напряжение генератора достигает регулируемого значения. Для этой цели при сборке подбирают резисторы R1 и R2, которые являются подстроенными.

Работает регулятор следующим образом. При неработающем двигателе и замкнутых контактах выключателя зажигания Вз напряжение между выводами «+» и М регулятора равно напряжению аккумуляторной батареи. Оно меньше регулируемого значения и напряжение на плече делителя резисторов R и R3 меньше напряжения пробоя стабилитрона Д1. Стабилитрон Д1 закрыт и по резистору R6 ток не протекает. Вследствие этого потенциалы эмиттера и базы транзистора Т1 (П302) одинаковы и он закрыт. При этом транзистор Т2 (П214В) открыт током базы, протекающим в регуляторе по цепи: вывод «+» — резистор R10 — диод Д2 (КД202Г) — переход эмиттер — база транзистора Т2 — резистор R8 — вызод М.

Транзистор ТЗ (П217) открыт вследствие того, что при протекании тока через резистор R10 потенциал базы меньше потенциала эмиттера. В результате по обмотке возбуждения протекает ток по цепи: положительный вывод батареи — амперметр — диод ДЗ — переход эмиттер — коллектор транзистора ТЗ — выводы Ш регулятора и генератора — обмотка возбуждения генератора — корпус автомобиля — отрицательный вывод батареи.

 

Новости

  • Надписи на авто!

    Место веселому должно быть везде.

    -Надпись на запорожце: "Я тебе скажу, как иномарка иномарке..."
    -Осторожно, за рулем может быть моя жена!
    -Надпись на заднем стекле: "Не едь за мной, я заблудился!"
    -Надпись в маршрутке на двери: "Толкай попой".
    -Старый Икарус. Сзади надпись: "Не обгоняй - обидно".
    -Надпись на новенькой Ауди: "Не делай глупостей, шофер!"
    -Надпись на старом, старом пассате годов 70-их: "МЫ НЕ ПЕРЕД КЕМ, НЕ ТОРМОЗИМ!"

  • Увеличиваем объемы перевозок

    Теперь мы прорабатываем и осуществляем перевозки негабаритных и  тяжеловесных грузов автомобильным транспортом  весом до 300т

  • Открытие нового офиса продаж автомобильной техники

    Автомотоком готовит открытие нового офиса продаж автомобильной техники и запасных частей...

  • Мы начали продажи обновленной Toyota Corolla

    Обновления в автомобиле коснулись прежде всего линейки двигателей и трансмиссий. Теперь Toyota Corolla поставляется с двумя типами бензиновых двигателей ...

  • Наше предприятие будет выпускать бензиновые моторы для гибридов

    Предполагается, что новый двигатель будет продаваться нашей фирмой сторонним заказчикам для использования в гибридных силовых установках.

  • Меню

    Публикации